Капец котёнку...
Почему сотрудники саботируют работу в CRM?

С чем это связано и как это исправить?
Мы собрали имеющийся у нас опыт, проанализировали и решили осветить вопрос о саботаже сотрудниками внедрения CRM , предельно честно и не очень длинно.

Да, сотрудники порой ненавидят CRM, саботируют внедрение, игнорируют использование — в общем, устраивают мини-революцию. Которая уносит у собственника бизнеса нервы, деньги и отнимает силы. Бороться с этим сложно, но можно.

О некоторых способах — далее в статье
15 минут

Время прочтения
99%

Полезность
С чего все начинается?

Как только появляется слух о том, что скоро будет внедрена CRM-система, как коллектив компании охватывает паника. И чем больше информации скрывается, чем выше принимается решение как о внедрении, так и о конфигурации, тем больше неприятных эмоций проявляется в коллективе.

Ну вроде ничего страшного — будет некая программа, в которой будет даже удобнее, чем в Excel и или Google документах. А тем не менее, у страха глаза велики, и этот самый страх принимает весьма причудливые, но логичные формы. Мы провели несколько сотен внедрений amoCRM и не могли не набраться самого отборного опыта, в том числе о причинах бойкота.
Итак…
Чего боятся работники?

Работы станет больше — необходимо не только потратить время на обучение, но и вносить данные, заполнять кучу полей и форм, готовить отчёты, следить за правильной работой новой системы, не забывать её регулярно использовать.

Каждый шаг будет под контролем — теперь руководитель может одной кнопкой в CRM-системе собрать отчёт по всем действиям менеджера, посмотреть по логам, в какое время и какие действия он совершал, в какие дни даже не запускал программу и т.д.

«А если я не пойму как работать в этой программе?» — кстати, довольно распространённая причина. Даже среди менеджеров 1970-1990 годов рождения много ребят, которые с интернетом и с ПК на «вы» — просто потому что им не пришлось взаимодействовать с компьютером в школе и вузе, а дома он используется для социальных сетей, YouTube и несложных игр.
Это даже не столько вина поколения, сколько вина нетехнического образования. Сотрудникам порой действительно трудно понять, как организована система, осознать, что такое клиент и что такое сервер, где находится хранилище. Для них это просто экран с кучей полей и кнопок.

Работу будут видеть коллеги, они станут охотиться за ошибками друг друга. CRM-система, призванная реализовать в компании сквозную автоматизацию, своей целью имеет именно обмен данными между подразделениями для того, чтобы работа была более эффективной и продуктивной. Соответственно, часть данных будет доступна группам подразделений, и это в теории может породить междоусобицу (особенно активно идёт борьба между продажниками и маркетологами).

Начнется сокращение штата. Это очень распространенная фобия, имеющая под собой основания в виде прецедентов. Более того, некоторые вендоры строят свой маркетинг именно на этом тезисе. Скажем одно: сокращать обученных сотрудников себе дороже, грамотный руководитель просто перераспределит освободившееся время на другие задачи и позволит и компании, и людям больше зарабатывать.

Психологическое сопротивление новому. Это нормальная реакция человеческой психики: нам свойственно рассматривать все изменения, характер и результат которых нам не совсем понятен, как потенциальную угрозу. Команда непременно будет строить самые причудливые гипотезы относительно своей судьбы после внедрения. Отсутствие информации «сверху» только усугубит ситуацию.

Все перечисленные причины приводят к единственно верному с точки зрения испуганного коллектива решению — саботировать. Кстати, различные мотивы могут передаваться от сотрудника к сотруднику со скоростью смертельного вируса, каждый начинает верить в доводы соседа и убеждает его в своих.
Как саботируют сотрудники?

- Не используют CRM-систему. Сотрудники просто раз за разом не входят в систему и игнорируют отчёты. Как правило, своё поведение они мотивируют тем, что новая система неудобная и работа в ней занимает слишком много времени.

- Не вносят в CRM часть данных — а основную, нужную для работы часть, продолжают сохранять в своих файлах или голове. В итоге CRM-система полностью теряет смысл, потому что не содержит в себе актуальные и точные данные.

- Вносят данные со своими пометками и «шифровками». Таким образом, система ведется не в едином формате, а наполняется бессмысленными данными и абсолютно негодной отчётностью.

- Активно протестуют против использования CRM в компании или подразделении. Протест выражается в активном общении с руководством, подстрекательстве новаторов и ранних последователей среди сотрудников.

Задача руководства — заручиться поддержкой лояльных сотрудников и грамотно, без истерик, репрессий и порезанных премий разрулить ситуацию. Кстати, не забывайте о самом сильном фронте временного противника — отдела продаж.

Отдельный фронт — менеджеры по продажам

Как видите, у CRM-систем есть целая армия противников. Большинство из них, конечно же, среди менеджеров по продажам. Они как один цитируют неизвестный миру отчёт, согласно которому исследования показали, что продажник тратит на «пустую административную работу» 28-31% рабочего времени (какая точность!). При этом история умалчивает, что в эту самую административную работу входит.

Конечно, продажники лукавят, хотя повод быть противником CRM-систем у них действительно есть (сложнее брать откаты, видна вся история взаимодействия с клиентом, конфликтные ситуации по вине менеджера сразу всплывают и вообще появляется контроль со стороны руководства).

Давайте поделим менеджеров по группам и по группам и определим их мотивы.

1. Менеджеры по продажам в офисе. Эта группа сотрудников опасается контроля — поскольку они не знакомы с техническими аспектами CRM-системы, для них она представляет собой «Большого Брата», то есть способна контролировать всё: от звонков до посещения сайтов в интернете.

2. Менеджеры по продажам «в полях» возмущаются тем, что им приходится вносить данные о клиентах в мелких интерфейсах мобильных устройств. Они напрочь отказываются пользоваться удалённым доступом или приложением, мотивируя отказ потерей времени и неудобством.

3. «Звёзды продаж» — ведущие специалисты, руководители и т.д. Их мотивы — самые серьёзные для компании: игнорируя CRM, они сохраняют своих клиентов у себя. То есть они работают в компании, нарабатывают связи за счёт имени и денег компании, но клиентскую базу хранят в своём телефоне — это их серьёзный актив, который они используют, например, для того, чтобы найти работу у конкурентов (если замечали, в некоторых описаниях вакансий есть такое требование — «наработанная клиентская база»). И в их ситуации CRM действительно обламывает всю малину, так как клиентская база фиксируется в базе данных и полностью принадлежит компании.
Как с этим бороться в отделе продаж?

Очевидно, что борьба с третьей группой будет кровопролитной. Если сотрудник не слишком лоялен и имеет отходные пути, скорее всего, вы его потеряете. Однако есть несколько способов договориться со «звездой»:

- Предложите повышенные бонусы за выполнение плана, измените KPI — сотрудник поймёт, что вы предлагаете разделять с ним доход и будет готов этот доход приумножить, согласится работать в CRM; деньги для продажников — мощный мотив;

- Предложите вести приватных клиентов. Он получит пул клиентов, которые не будут доступны другим менеджерам, но при этом сохранятся в базе компании и будут видны руководству. Как правило, работать в компании во многом выгоднее, чем на себя, и многие продажники это понимают.

С первыми двумя группами дело обстоит гораздо легче. Достаточно провести несколько разъяснительных встреч:

- Объяснить главное, что CRM-система для линейного продажника — помощник. Что она позволяет систематизировать и упорядочивать собственную работу, планировать рабочее время, не забывать о важных договоренностях и быть пунктуальным. Что правильное использование CRM-системы приводит к увеличению эффективности работы, следовательно, к большему количеству сделок и увеличению зарплаты;

- Показать принципы работы CRM-системы и продемонстрировать, что она не способна следить за вводом с клавиатуры и посещёнными сайтами (хотя такое беспокойство сотрудников уже повод пересмотреть процессы и проанализировать рабочую загрузку, но уже за рамками CRM);

- Пояснить, что в мобильное приложение можно вносить лишь базовые данные, а всю остальную информацию добавлять в офисе; впрочем, ситуация, когда менеджеру «в полях» позарез нужна полнофункциональная CRM, довольно редка;

- Продемонстрировать, насколько быстрее происходит коммуникация продавца с клиентом благодаря CRM — любой сотрудник оценит бережливое отношение к его времени;

- Заверить (и сдержать слово!), что внедрение CRM не повлечёт сокращение штата. Уменьшение численности сотрудников вследствие автоматизации — огромная ошибка менеджмента. Грамотный руководитель всегда найдёт, чем занять свободный трудовой ресурс и как из этого получить дополнительную выручку.

Так же необходимо помнить, что продажникам (как в общем-то и другим сотрудникам) важен финансовый вопрос. Один наш клиент решил вопрос с саботажем очень просто. Он объявил всему коллективу, что зарплата будет считаться по тем данным, которые внесены в CRM. Ведение CRM системы в коллективе свелось к 100%
Чего не нужно делать ни в коем случае:

- Мотивировать деньгами непосредственно за использование CRM (например: завёл 50 клиентов — получи бонус); мотивация должна происходить опосредованно и соответствовать бизнес-целям компании;

- Геймифицировать использование CRM-системы — любая геймификация сделает вас своим заложником: сотрудники привыкнут к игровым бонусам и будут работать исключительно за них, а не по целям бизнеса;

- Позволять не использовать CRM-систему, то есть пойти на поводу у бойкотирующих сотрудников. CRM-система — это такой же инструмент, как IP-телефония или ПК, не нужно создавать вокруг неё ажиотаж.
Поставили — работаем, просто потому что так быстрее и удобнее.
Чек-лист по борьбе с бойкотом CRM

Мы проанализировали причины и формы протеста, детально разобрали политику относительно самой протестной группы. Дело за малым — собрать все методы в один список, чтобы можно было обсудить самые удачные решения. Давайте по пунктам.

- Сделайте CRM интерактивной. Пусть менеджеры отслеживают свои показатели в системе и ведут в ней все свои рабочие планы. Поскольку CRM-система отсылает уведомления и помогает увидеть свои задачи внутри коллективных, сотрудник быстро привыкнет к удобству.

- Пусть CRM-система будет способом взаимодействия внутри компании. Часто говорят, что CRM-система — это хранилище, база данных. На самом деле, эта концепция устарела (хотя чисто технически так и есть), теперь акцент делается на коммуникациях между сотрудниками и сотрудников с клиентами, аналитике продаж.

- Сформируйте внутренних экспертов, которые будут помогать сотрудникам внутри компании. Задать вопрос коллеге всегда проще (и дешевле), чем сотруднику вендора. Освободите время ранних последователей на обучение — в ближайшем будущем это окупится сполна. Запишите видео-уроки, мини-инструкции, распечатайте документацию CRM-системы

- Проговорите с сотрудниками их проблемы и представьте CRM-систему как способ их решения. Например, расспросите сотрудников о том, какие проблемы они видят в работе с данными, коммуникациях и планировании. После того, как получите всю информацию от них, представьте CRM как способ решения перечисленных проблем.

- Внимательно отнеситесь к выбору CRM-системы. Вообще, это должно быть первым пунктом — если CRM не соответствует вашему бизнесу или не способна автоматизировать бизнес-процессы, она вызовет максимум недовольства. Проверьте, чтобы в системе были базовые вещи: планирование, телефония, контакты, удобное создание сущностей из любого раздела и т.д.

- Внедряйте CRM-систему с учётом требований сотрудников, сообщайте о каждом этапе рассылкой или на очном собрании, позволяйте спрашивать и будьте открытыми.

- Минимизируйте количество обязательных полей в интерфейсе, сделайте акцент на качестве данных. Если вендором предусмотрено множество обязательных полей, перенастройте интерфейс и оставьте обязательными для заполнения по-настоящему важные поля.

- Проводите серьёзное обучение, не стоит делать этого "ради галочки". Во время обучения не постесняйтесь попросить отключить телефоны, задавайте вопросы, проверяйте усвоенный материал. Постарайтесь учесть, что темп обучения и способности у каждого сотрудника разные.

- Показывайте успех CRM. Если вам удалось завершить успешную рассылку, акцию, вы закрыли несколько важных и длинных сделок, сообщите об этом на общем собрании, подчеркните роль CRM в процессе.

- Проведите эксперимент. Если дело совсем плохо, попросите одного сотрудника месяц использовать CRM, а другого не использовать. Проследите за соблюдением условий эксперимента и подведите итог.

- Проследите, чтобы в выбранной вами CRM был механизм приватных клиентов и каждый менеджер мог вести свой пул контактов. (В amoCRM это представлено правами доступа - для каждого пользователя можно настроить видимость только своих сделок/контактов/компаний, так и всего отдела и т.д.)

CRM-система однозначно дисциплинирует, увеличивает продуктивность, сокращает недовольство обслуживанием со стороны клиентов и работает на вас. Проявите терпение, адаптируйте сотрудников согласно стратегии и не бойтесь тратить время. От ненависти до любви один шаг.